ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Современный мир решает множество серьезных вопросов, касающихся экосистем, земельных ресурсов, опустынивания, загрязнения воздушной среды, сохранения горных районов, лесных ресурсов, дефицита пресноводных ресурсов, охраны и безопасности прибрежных и морских зон, влияние экологии на здоровье человека, сохранение биоразнообразия планеты, полярные районы, изменение климата.
Всемирная организация ООН проводит Конференции, издает Конвенции и соглашения по защите окружающей среды. Экологи трудятся, создают отчеты, составляют анализы экологии промышленных зон, экологии человека, даже экологии жилых и офисных помещений.
Словом, все серьезные организации и специалисты в области экологии предпринимают активные действия во благо если не улучшения, то хотя бы сохранения природы, испорченной самим человеком.
А между тем, чтобы сделать мир лучше — нужно начать с себя. И со своей семьи. И самых младших ее членов не должна обходить стороной экотема.
Итак, что же такое экологическое воспитание для самых маленьких?
Человек и природа... Художники, поэты, философы, музыканты разных стран и времён отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и при помощи насыщенной эколого - природной среды детского сада.
Важная задача дошкольного образования - помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми наиболее эффективно решается в особым образом созданных условиях. И начинается её решение в группе раннего возраста.
Прежде всего, это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в Детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры с экотематикой, походы в контактный зоопарк, где малышам разрешено покормить и подержать в руках птенцов, кроликов, морских свинок, а также небольшие экскурсии в лесопарковой зоне города, посещение экзотических выставок. Все это развивает навык доброжелательного общения с природой. Дома также важно научить ребенка выбрасывать бумажки, подгузники и прочий мусор в ведро, убирать за собой тарелки и ложки после еды. Все это развивает навыки бережного отношения к природе и чистоплотности в доме, ведь и в нем мы тоже создаем экологию.
Первые три года жизни ребенка являются периодом наиболее быстрого развития организма. Но в этом возрасте здоровье детей может нарушиться от самой незначительной причины, поэтому основной задачей является укрепление здоровья и обеспечение полноценного физического развития. Кроме правильного питания и организации гигиенических условий, используются природные факторы: воздух, вода и солнце.
Для физического развития маленьких детей большое значение имеют самостоятельные действия. Дети ощущают потребность в движении. Самое большое удовольствие испытывает ребенок, начавший ходить самостоятельно. Теперь он интересуется всем, что его окружает, а это очень важно для умственного развития.
У ребенка развивается внимание, память, он привыкает смотреть и видеть, слушать и слышать. Формируются первые обобщения. Например, для него птичка — это и живая, поющая птичка в клетке, и свистящая игрушка, и птичка, изображенная на картинке. Зарождается любознательность.
Действуя с игрушками, дети знакомятся с их свойствами. Например, играя с мячом, ребенок видит, что мяч катится, он круглый. При помощи образных игрушек узнают некоторых животных: медведя, зайца, лисицу.
Многое дети познают в повседневной жизни, в быту: умываясь, получают представление о воде (она прозрачная, течет, бывает холодная и теплая).
Самостоятельного опыта для полноценного развития ребенка недостаточно. Процессом ознакомления детей раннего возраста с предметами и явлениями окружающего мира нужно планомерно и целенаправленно руководить. Мышление маленьких детей наглядно-действенно, поэтому необходимо, чтобы они знакомились с предметами и явлениями в натуре.
Из окон групповой комнаты воспитатель показывает малышам двор, улицу или дорогу в парк, лес, поле, обращает внимание на намеченный объект и рассказывает о нем.
Надо так организовать наблюдение, чтобы детям все было хорошо видно. Им не надоедают повторные наблюдения. Очень важно, чтобы свои наблюдения дети закрепляли в играх.
Наиболее эффективный способ знакомства с окружающей природой — наблюдения во время прогулок. Дети уже задают вопросы: «Где?», «Куда?», «Почему?». Процесс восприятия природных явлений у них должен сопровождаться радостными переживаниями.
Дети раннего возраста испытывают радость при играх с игрушками, изображающими животных — зайку, собачку, птичку. Воспитатель приучает действовать с ними: кормить птичку, укладывать спать мишку, катать на лошадке куклу.
Встречая на прогулках настоящих животных, малыши тянутся к ним. Педагог поощряет доброжелательное отношение детей к животным: кормит их, ласково называет, читает короткие стихотворения.
Например, слушая, как лает собака, обращается к ней:
Ты, собаченька, не лай,
Наших деток не пугай.
Детей группы раннего возраста следует знакомить с птицами и животными, обращая внимание на их движения и части тела. Наблюдая птиц, воспитатель поясняет: «Сейчас насыплю крошки и отойду, чтобы не пугать птичек. Посмотрите: птички прилетели и клюют — у них есть клюв. А теперь птички улетели — у них есть крылья».
На следующей прогулке, увидев кошку, воспитатель обращает внимание: «Послушайте, как мяукает кошка. Сейчас я ее покормлю, дам молока. Посмотрите, как она лакает. А теперь она прыгнула на забор — у нее сильные ноги. Дети, посмотрите: кошка умывается. Ах ты, кисонька-мурысенька!»
Животные привлекают детей своей динамичностью, а вот к неподвижным растениям они более равнодушны. Поэтому большое значение имеют ознакомление детей с комнатными цветущими растениями в группе и уход за ними взрослого при детях.
Рассмотрите с детьми цветущие растения в цветнике: «Посмотрите, какой красивый красный цветочек, а где еще такой же?» (Ребенок находит и показывает.) «А кто покажет синий цветочек?». Поливая землю вокруг растения, взрослый говорит: «Сейчас я полью все цветы водой — они будут красивее, их вырастет много».
Покажите и деревья. Чтобы малыши хорошо отличали их от другой растительности, поиграйте в прятки. Воспитатель предлагает детям спрятаться за дерево, ищет их и не может найти. Наконец находит и говорит, что искала и за тем деревом и за другим, никак не могла найти.
Потом детей ищет игрушечный заяц или кукла. Затем дети ищут зайца, которого воспитатель прячет за дерево. «За этим деревом нет, за этим тоже нет. Как много деревьев!» — говорит она.
Обратите внимание детей на то, что у деревьев есть листья. С ними малыши тоже играют. Предложите поднять желтые листья, помахать и подкинуть, как будто их сорвал ветер, затем собрать букеты и отнести в групповую комнату для украшения.
Приучать детей бережно относиться к природе необходимо с самого раннего возраста. Никогда не следует срывать при маленьких детях цветущие растения или листья с деревьев. Весной в комнату вносятся ветки с распустившимися листьями.
На прогулках дети всегда активны, оживленны, они любят гулять и что-нибудь делать: сгребать снег, катать машину, собирать листья. В теплое время года на участки выносят тазики с водой или надувные бассейны. Дети переливают воду из одного сосуда в другой, пускают плавающие игрушки. Так они познают свойства воды и ее применение: вода льется, водой умываются, поливают растения, в воде плавают рыбы.
Дети знакомятся и со свойствами песка, под руководством воспитателя насыпают влажный песок совками в формочки и делают пирожки.
Педагог обращает внимание детей на изменение погоды: на дворе тепло, светит солнышко, на другой день дождь, мокро.
Нужно приучать детей с самого раннего возраста на прогулках ничего не брать в рот. Поговорите и с родителями, которые кладут иногда в карман пальто конфету, яблоко, чтобы ребенок съел на прогулке. Это может развить плохую привычку: брать в рот все, что попадется.
Пребывание на свежем воздухе, общение с другими детьми, интересные игры, наблюдения в природе делают ребенка раннего возраста бодрым и жизнерадостным.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!