|
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Задачи познавательного развития в ДОУ:
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
- формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
- развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
- формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Центр познавательно-исследовательской деятельности «Любознайки» в 1 младшей группе МДОБУ Бурейский д/с №50 «Теремок» (отделение)
Центр объединяет в себе три направления:
познавательно-исследовательскую деятельность, ознакомление с природой и сенсомоторное развитие детей.
Содержание центра познавательно-исследовательской деятельности:
- природный и бросовый материал (крупные камешки, ракушки, шишки, абрикосовые косточки, орехи грецкие и маньчжурские, спилы деревьев, палочки, пуговицы, ключи, капсулы от киндер-сюрпризов, пластиковые пробки);
- коллекция всяких разностей (монетки, соль, бусинки, проволока, песок, стружки и т.д.) в количестве 20 шт.;
- сенсорные коробки и ведерки «Ткани» (в составе 24 образца ткани, различных по фактуре), «Швея» (содержит ленты, лоскуты, молнии, кружево, тесьму и т.д.), «Мини-погремушки» (звучащие по-разному капсулы от киндер-сюрпризов в зависимости от наполнителя), «Тактильные мешочки» (15 разноцветных тканевых мешочков, содержащих крупы, пуговки, бусины, бобовые и т.д.);
- пособия «Послушные палочки» (см. в описании), «Мобильная грядка» (грядка, в которую можно «посадить» фетровые овощи), «Веселые рыбки» (мягкие тканевые рыбки, которых можно ловить, сравнивать, считать и «вялить» на веревочках при помощи прищепок), «Цветные ниточки» (шнуры с разноцветными пробками: их можно качать, слушать, как они «поют», любоваться ими; пробки передвигать вверх-вниз, считать, называть цвет);
- простейшие приборы и приспособления (леечки, баночки пластиковые и металлические, совочки, воронки, губки, лупа);
- книги, дидактические карточки по ознакомлению с окружающим миром, дидактические игры;
- 2 сухих бассейна (с рисом и пластиковыми пробками) для игр и экспериментов;
- тематическая доска «Весна» (изменяется по сезону);
- посадки лука на окне, выращенные и принесенные родителями малышей (для наблюдений);
- поделки-панно животных из камешков.
Методическое пособие из природного материала «Послушные палочки»
Пособие предназначено для детей раннего возраста.
ФИО автора: Вяльцева Юлия Константиновна
Краткая аннотация. Основными задачами раннего развития познавательной и экспериментальной деятельности ребенка являются:
- формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
- формирование навыка предметной деятельности;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- развитие исследовательских умений при помощи различных форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания;
- развитие умения сосредотачивать внимание на объекте.
Хорошим помощником в решении данных задач может стать пособие из природного материала «Послушные палочки». Пособие состоит из спилов деревьев (береза, карагач) с просверленными в них отверстиями разного диаметра, обработанных веточек разного размера и толщины. Все детали пособия безопасны, т.е. качественно отшлифованы.
Назначение. Пособие «Послушные палочки» предназначено для детей от 2 лет. Играть и экспериментировать можно индивидуально и коллективно.
Методы организации исследовательской деятельности (наблюдения и эксперименты):
Рассматриваем и изучаем кору деревьев - развиваем тактильные навыки.
Катаем палочки ладошками, сравниваем их по размеру, выкладываем из них фигуры – развиваем мелкую моторику, умение сосредотачивать внимание на объекте.
Исследуем свойства дерева: трогаем, гладим, стучим, бросаем, взвешиваем, измеряем, проверяем, тонут деревянные палочки или нет – наблюдаем и анализируем.
Строим пирамидки, подбираем палочки по толщине отверстий в спилах – развиваем глазомер и координацию движений.
Играем, развиваем внимание и память. «Что изменилось?» Дети рассматривают и запоминают разложенные детали пособия, затем закрывают глаза, воспитатель меняет местами 2 детали, дети находят изменения.
«Чего не стало?» Дети рассматривают и запоминают разложенные детали пособия, затем закрывают глаза, воспитатель убирает одну деталь. Дети должны угадать, какой фигурки не хватает.
Развиваем речь, осваиваем счет: проговариваем каждое действие, формируем понятие «один – много».
Образовательный эффект. Пособие «Послушные палочки» для детей раннего возраста поможет решить задачи по ознакомлению детей с окружающим, создать положительную мотивацию к проведению опытов и экспериментов, создать дружескую атмосферу внутри детского коллектива, развить умение выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения, воспитать чувство взаимопомощи, а также провести время с пользой и удовольствием.
Практическое использование методического пособия
Название методического пособия: многофункциональная развивающая игрушка «Собачка»
Выполнила воспитатель высшей квалификационной категории Вяльцева Юлия Константиновна.
Краткая аннотация. Основной задачей раннего развития ребенка является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в решении данных задач может стать сшитая мною развивающая игрушка «Собачка». Собачка состоит из пяти отдельных деталей (мини-подушечек: голова, туловище, хвост), соединенных между собой застежками с пуговицами, «липучками» и «карабинчиком». Лапки игрушки крепятся к основе с помощью пуговиц и петель. Каждая отдельная деталь-подушечка имеет карман, в котором лежит дидактическое пособие «Кто быстрее поймает рыбку», «Накорми животных», «Собери колечки». С данной игрушкой можно играть за столом, на полу или ковре, используя ее полностью или частично.
Назначение. Игрушка «Собачка» предназначена для детей от 1 до 3 лет. Играть можно индивидуально и коллективно.
Алгоритм использования. Играя с собачкой, дети могут расстегивать пуговицы, отклеивать «липучки», отсоединяя детали игрушки друг от друга. На мордочке собачки можно расстегнуть рот-молнию, снять цветочки-глаза и расстегнуть ремешок. Можно достать из карманов яркие атрибуты пособия и играть с ними.
«Кто быстрее поймает рыбку». Играют вдвоем. Цель игры: приблизить как можно быстрее рыбку к себе, наматывая на палочку шнурок двумя руками. Дополнив игру рыбками других цветов, можно изучать с детьми основные цвета спектрального круга.
«Накорми животных». Играть можно индивидуально или коллективно. Можно использовать загадки о животных. Ребенок отгадывает загадку, называя и показывая животное, например мышку. Можно попросить ребенка сказать, как поет мышка, где она живет. Затем спросить: «А что мышка любит есть? Давай ее накормим». С помощью прищепки «кормят» мышку сыром (прикрепляют его к мышке). Так же играют с другими животными.
«Собери колечки». Играть могут одновременно трое детей. Используя шнурок с шариком на конце, дети нанизывают и снимают разноцветные колечки. Вариант 1: кто быстрее и больше соберет колечек. Вариант 2: собрать колечки одинакового цвета с шариком. Можно дополнить комплект колечками меньшего размера для обучения детей сравнению предметов по величине.
Образовательный эффект. Играя с «Собачкой» дети учатся расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, застежки-«липучки», ремешок. Играя с атрибутами, снабженными прищепками и шнурками, развивают мелкую моторику рук, совершенствуют восприятие цвета и формы. Данное пособие поможет решить задачи по ознакомлению детей с окружающим, развитию речи, сформировать у них навыки самостоятельности и самообслуживания, а также провести время с пользой и удовольствием.
Практическое использование пособия
| |