Методическое пособие - дерево «Четыре сезона».
Пособие предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
ФИО автора: Жуковская Елена Вениаминовна
Краткая аннотация.
Данное дидактическое пособие состоит из дерева, которое разделено на четыре одинаковых сектора. Каждый сектор наделён приметами определённого времени года.
Детям дошкольного возраста в силу возрастных особенностей очень сложно представить, что в году 4 времени года, каждое время года состоит из 3 месяцев. Одной из основных задач в формировании у дошкольников временных понятий является: дать знания о цикличности, периодичности и последовательности смены времён года. Поэтому детям необходимо объяснить неизменность годовой схемы: «весна-лето-осень зима».
пособие, дерево « Четыре сезона
При создании пособия исходила из того, что оно должно быть ярким, нарядным, привлекательным для детей, обучающим, развивающим, таким, чтобы одновременно могли играть несколько детей.
Назначение: С помощью пособия мы развиваем интерес к окружающему миру, умение сравнивать и анализировать, наблюдательность. Рассматривая пособие, ребята знакомятся с временами года, с основными признаками каждого времени года. Данное пособие можно использовать в поисково - исследовательской деятельности. Главное достоинство исследования, экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимодействии с другими объектами. Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о мире животных и растений – как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты, растения: условия необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы: вода, снег, лёд. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы, так как в постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами но и накопление новых умственных приёмов и операций.
Цель: формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи при использовании данного пособия:
Расширять представления детей о природе.
Развивать познавательный интерес при изучении сезонных изменений в природе, через использование пособия, дерево «Четыре сезона».
Формировать у дошкольников представления о жизни растений, животных в разное время года.
Развивать умение ориентироваться в пространстве, воображение, логическое мышление, умение замечать сезонные изменения в природе.
Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
Воспитывать интерес к поисково – исследовательской деятельности.
Сезонные изменения:
Осень.
Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Зима.
Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
Весна.
Развивать умение узнавать и называть время года ; выделять признаки весны (солнышко, стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась трава, распустились подснежники, появились насекомые).
Лето.
Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара.
Предлагаю Вам способы использования дидактического пособия:
Игра «Когда это бывает?»
Цель: закрепление названий времён года.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадки о временах года а дети отгадывают.
Игра «Угадай, как правильно?»
Цель: формировать представление о сезонных изменениях.
Ход игры: Дети рассматривают «дерево», определяют сезонные изменения. Определив время года, дети должны рассказать о них.
Игра «Не ошибись!»
Цель: развивать быстроту мышления, сообразительность, закреплять знания о том, что происходит в разные времена года.
Ход игры: дети сидят по кругу. Воспитатель называет время года, и дает мяч (кубик) одному из детей. Тот быстро должен назвать только одно явление, которое происходит во времени года. Игру можно проводить и по-другому: Воспитатель называет явление или признаки при сезонных изменениях, дети называют время года.
Опыты с водой.
Цель: используя игровую ситуацию познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, а снег – одно из состояний воды. Формировать у детей представление о том, что снег и лёд в тепле тают и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Опыт: Как развивается растение.
Цель: выделить циклы развития растений: семя - росток - растение – цветок – плод – семя.
Опыт: Почему песок хорошо сыплется?
Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Опыт: Откуда берётся вода (дождь)?
Цель: познакомить детей с процессом конденсации.
Практическое использование методического пособия "Четыре сезона"